Богоявленский переулок 6, строение 2

11.12.2018 00:00

КОСОВОРОТКА. ИСТОРИЯ КУРТКИ

текст:  Денис Панфёров
фото: Schott

По материалам журнала Мото эксперт.


Ирвин Шотт, сын русских иммигрантов, начал свою карьеру в начале ХХ века в качестве лекальщика. В 1913 году он на пару с братом Джеком арендовал тёмный подвал доходного дома в рабочем районе Манхэттена и открыл фабрику под названием Schott Bros.


Первый успех пришёл к Ирвину благодаря дизайну плащей с оторочкой из овчины. Как в любом хорошем бизнесе, Schott Bros. начали диверсифицировать производство. Наиболее качественная продукция выходила под отдельным брендом Perfecto – в честь любимых сигар Ирвина. Именно такой лейбл был нашит на всех лучших кожаных плащах и куртках с шерстяной подкладкой.




В то время Ирвин, возможно, и не помышлял о мотоциклах. Они появились на рынке сравнительно недавно, а Шотт даже не умел водить машину. Знакомство с миром мотоциклистов произошло благодаря приятелю из семейства Бек. Семья Бек была одним из крупнейших дистрибуторов Harley-Davidson и публиковала популярный каталог мотоциклов и одежды для мотоциклистов, который можно было увидеть у дилеров по всей стране. В 1920 году фабрика Schott Bros. стала производить куртки для каталога Беков, и среди моделей был первый вариант будущей мотоциклетной куртки, ещё на пуговицах.

До тех пор на рынке не существовало предмета одежды, который был бы столь надёжен в носке, чтобы прочно ассоциироваться с мотоциклами. Шерстяные пиджаки не защищали мотоциклиста от сильного ветра, а в кожаных пальто по моде того времени трудно было занять удобную позу, а из не застёгивающихся карманов выпадало содержимое. С появлением застёжки-молнии проблема могла быть решена. Молния в итоге стала главным элементом дизайна «косухи».




Современные застёжки-молнии были изобретены давно, ещё в 1913 году – в то же время, когда появилась и фабрика братьев Шотт. Поначалу они были безумно дороги для большинства производителей одежды. Но во время Первой мировой войны американская армия нашла несколько способов применения этого новомодного приспособления, госзаказы многократно увеличили объём производства, и цена стала доступнее. Почувствовав потенциал новой технологии, Ирвин стал первым, кто в 1925 году использовал застёжку-молнию в дизайне курток.




В 1928 году, перепробовав несколько вариантов, Ирвин создал современную версию мотоциклетной куртки – с молнией наискосок для быстрого застёгивания, которая и стала знаковым элементом «косухи». Два слоя кожи на груди хорошо защищали мотоциклиста от ветра, а благодаря небольшой длине куртка не задиралась, когда мотоциклист садился. В качестве основного материала использовалась лошадиная кожа. Под премиальным брендом Perfecto куртку производили эксклюзивно для каталога Beck и продавали за бешеные пять с половиной долларов.




В те времена, когда популярностью пользовались строгие длинные плащи и пальто, короткая мотоциклетная куртка была большой редкостью, и те, кто отваживался её надеть, выглядели чудаками. Но дело было не в стиле – братья Шотт создали куртку с исключительно практической целью. Лишь спустя 20 лет этот дизайн вошёл в моду, и стали приживаться современные варианты «косухи». Первая волна гражданского успеха возникла после фильма «Дикарь» (1953), в котором Марлон Брандо, одетый в куртку Schott Perfecto, играет агрессивного лидера байкеров-хулиганов, внушающих страх жителям маленького городка. И волна эта была такой мощной, что к концу 50-х ученикам многих американских школ стали запрещать носить «косухи». Естественно, запрет возымел строго обратный эффект, закрепив за курткой статус модного символа неповиновения. Всплеск популярности превратил бренд Perfecto в синоним мотоциклетной куртки.




Воплощённый Брандо образ хладнокровного бунтаря в последующие годы примеряли на себя такие легенды как Джеймс Дин, Ramones, Брюс Спрингстин и Jay-Z. В их образах непременно присутствовала чёрная кожаная куртка Schott. Как и голубые джинсы, эту американскую классику переиначивали на свой лад не только все крупные дизайнеры и бренды, но и бесчисленное множество безымянных компаний, однако ничто не сравнится с оригиналом. Ещё никому не удалось превзойти Schott NYC, где продолжают использовать в процессе производства допотопные машинки и кроить кожу вручную.

В этом году фабрика Schott в Нью-Джерси (NYC) отмечает своё 100-летие. Это место, где чтут свою историю и хранят традиции, там работают люди, которые делают куртки дольше, чем вы живёте на свете. Для них качество превыше всего.


Анатомия «косухи»





1. Погоны

Погоны на кнопках, напоминающие эполеты на военных мундирах, придают обладателю куртки авторитарность и дерзость настоящего бунтаря. Под них удобно засовывать снятые перчатки. В конце 40-х модель 613 One Star какое-то время украшали хромированными звёздами, но магазинные воры имели привычку срывать их с курток.

2. Асимметричная застёжка-молния

Косая молния – знаковый элемент курток Schott Perfecto. Благодаря асимметричному расположению застёжки куртка не стесняет движения, а два слоя кожи внахлёст защищают мотоциклиста от встречного ветра. Этот элемент дизайна поистине опередил своё время.

3. Карманы для монет и карманы на молнии

Мотоциклисты нередко теряли содержимое карманов во время езды, и Ирвин пытался найти решение этой проблемы. На первых вариантах мотоциклетной куртки, включая первую модель на молнии, были карманы в форме буквы D и карманы на вертикальной застёжке. В конце концов Ирвин решил вооружить куртку горизонтальными карманами для монет с клапаном на кнопке и наклонными карманами на молнии.

4. Молнии на рукавах

Молнии появились на рукавах куртки, чтобы мотоциклист мог регулировать ширину рукава у запястья. В застёгнутом положении рукав становился достаточно узким, чтобы плотно облегать длинные перчатки либо не препятствовать надеванию «краги» – перчатки с раструбом, защищающим от холода и непогоды.

5. Ремень

Ремень на поясе плотно облегал торс, создавая дополнительную защиту от ветра. В более поздних моделях (например, Perfecto 125) ремня на поясе не было, и полицейские на мотоциклах могли удобно закрепить кобуру. Байкеры предпочитают модель 125, потому что с ней можно носить джинсы с ремнём и пряжкой на свой вкус.

6. Длина

В начале ХХ века мужчины носили брюки с завышенной талией, поэтому куртки Schott традиционно были короткими. По мере уменьшения высоты талии брюк постепенно удлинялись куртки.

7. Хромированные заклёпки

Хром стали применять для производства потребительских товаров с появлением автомобиля. К 1920-м годам все товары, начиная с тостеров и заканчивая мебелью, имели покрытие из этого зеркального металла. Используя хромированные элементы в дизайне одежды, Ирвин не в первый раз продемонстрировал свою исключительную дальновидность.

8. Кожа

Кожа оказалась самым надёжным материалом для продукции Ирвина, потому что текстиль не мог хорошо защитить от ветра, а нейлон и полиэстер тогда ещё не изобрели. Самые первые модели были из конской кожи грубой выделки, которая предохраняла мотоциклиста от ветра, смягчала удар о землю и минимизировала потёртости водителя при скольжении по асфальту.





Эта мотоциклетная куртка модели 20-х годов – самый старый образец в архивах Schott NYC. Модель на пуговицах с фланелевой подкладкой. Широкие рукава создают сильный контраст с приталенным силуэтом.

Эта куртка была куплена на аукционе в Японии праправнуком Ирвина и нынешним директором по производству Джейсоном Шоттом. Предыдущий владелец куртки носил её так долго, что грубая кожа стала точно повторять рельеф его тела, а тёмно-коричневый колор выцвел от пота и палящего солнца.

Модель Schott Perfecto 613 только сошла с конвейера на фабрике в Нью-Джерси. Современные модели слегка отличаются от своих предшественников, прежде всего, длиной. Но в остальном производитель старается во всём приблизиться к оригинальному дизайну Ирвина Шотта.